Поддержать

Органические, фермерские и локальные: возможно ли объединение в Украине

Поделиться новостью

Рост спроса на органические фермерские и локальные продукты наблюдался и до начала пандемии, но она значительно усилила спрос на трендовые продукты. К примеру, в Германии спрос на органические продукты в начале пандемии вырос на 17%, а в США почти на 50%. Исследуем, как спрос изменился в Украине и какая разница между этими понятиями для потребителей. 

Начнем с определений

Органические продукты — это продукция устойчивого сельского хозяйства и/или пищевой промышленности, полученная в результате сертифицированного органического производства, на всех этапах которого используются природные вещества и процессы ради сохранения природных ресурсов, защиты окружающей среды, восстановления плодородности грунта, обогащения биологического разнообразия, высоких стандартов благосостояния животных, производства продуктов высокого качества, развития сельских территорий и содействия гармонии между человеком и природой.

Фермерские продукты — продукты выращенные и произведенные малым или семейным фермерским хозяйством. Часто такие продукты реализовываются самим производителем, но и качество производства полностью зависит от производителя.

Локальные продукты — это продукты, которые изготовлены и реализовываются в пределах одного региона. Таким образом производители содействуют развитию региона и уменьшают нагрузку на окружающую среду, потому что избегают дополнительных перевозок. Но в разных странах понятие «локальный» понимают по-разному — в зависимости от размера самой страны и конкретной территории. За качество такой продукции тоже отвечает производитель.  

Возможно ли объединение

Конечно, нет ничего невозможного. Например, в Украине, по данным органа сертификации «Органик Стандарт», из почти 600 сертифицированных органических операторов около 150 являются фермерскими хозяйствами.  По большей части такие хозяйства имеют площадь меньше 100 га, больше гектаров обрабатывают до 30 хозяйств. Больше всего таких хозяйств в Винницкой и Киевской областях. То есть, если вы найдете в своем регионе такого производителя и будете покупать продукты у него напрямик, то это как раз и будет тот самый органический фермерский локальный продукт.

Но совсем не много потребителей готовы куда-то ехать за необходимым продуктом. Кроме того, фермерский не всегда является органическим, и наоборот — органический не обязательно фермерский. Распространенное мнение, что продукт купленный «у бабушки», гарантированно «экологический», не отвечает действительности, ведь много фермеров продолжают использовать химические пестициды и удобрения, чтобы защитить и без того небольшой урожай.  

Где найти и как убедиться

Некоторые супермаркеты начали формировать отдельные секции для органических и фермерских продуктов, а локальные продукты по большей части продаются в небольших магазинах, поэтому их стает все легче найти и распознать.

Органические продукты можно распознать по специальной маркировке, — на данный момент украинские производители используют евролисток. Это утвержденный в ЕС знак для маркировки органической продукции и такой, которая изготовлена по стандартам, эквивалентным органическому законодательству ЕС. Но уже совсем скоро ожидаем появление органической продукции соответствующей украинским стандартам.

Фермерские и локальные продукты пока что не имеют в Украине собственной маркировки, и потребители привыкли покупать такие продукты по большей части на местных рынках. Согласно данным Зарубежной сельскохозяйственной службы (FAS) Министерства сельского хозяйства США (USDA) около 50% пищевых продуктов украинцы продолжают покупать на местных рынках. Именно поэтому таким болезненным для фермеров оказалось закрытие рынков на время жесткого карантина в связи с COVID-19. В ответ на это многие фермерские хозяйства начали предлагать потребителям адресную доставку и расширили возможности он-лайн заказов. 

По результатам Региональных форумов «Органическая Украина 2020», которые проводились во всех областях на протяжении июня-октября, и по словам Елены Березовской, президента Бизнес-объединения «Органическая Украина», большинство органических производителей акцентируют на необходимости развития локальных фермерских рынков.   

Конечно же, увеличение продаж ближе к месту производства, а также проведение специализированных органических ярмарок и фермерских рынков будет содействовать доступу потребителей к органическому фермерскому локальному продукту. Важно параллельно проводить просветительские акции и надавать разъяснения по разным маркировкам пищевых продуктов. 

Катерина Шор, OrganicInfo.ua

Поделиться новостью